+7 (499) 350-41-68
+7 (812) 425-69-65
E-mail:
pmk@metallopt.ru

РЖД предлагает министерствам увеличить тариф на 11,7%

Правительство готово поднять тарифы РЖД на 7%. Это больше, чем предлагал Минфин в проекте бюджета, но меньше, чем просит РЖД для развития железных дорог. Индексация позволит монополии лишь приостановить деградацию сетей. На масштабные проекты РЖД денег нет ни на рынке, ни в бюджете, констатируют в Минэкономразвития. Один из вариантов — задействовать средства Фонда национального благосостояния.

Тарифы на железнодорожные перевозки в 2013 году могут быть проиндексированы на 7%. Это согласованный уровень, сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев, обсудив в поезде во время переезда из Омска в Томск вопросы долгосрочной тарифной политики в отношении железнодорожных перевозок.

Это индексация только инфраструктурной составляющей.

“Есть нюанс — инвестиционных аспектов это не решает, — сказал на совещании в поезде замминистра экономического развития Андрей Клепач. — Но с учетом потенциальной экономии по материальным затратам и уточнением регулирования резервов, которые создаются РЖД, это позволит избежать убытков, которые в противном случае, по нашим оценкам, составили бы 38,6 миллиарда рублей”. Клепач добавил, что предложение согласовано с другими ведомствами.

Такой рост тарифов не позволяет обновлять основные фонды, признают в Минтрансе. По оценке ведомства, из 20 тыс. локомотивов 85% были куплены более 20 лет назад, износ по некоторым позициям составляет 70—80%.

“Требуется покупать 700 локомотивов всех типов в год, у нас же пока заложено порядка 400”, — сказал министр транспорта Максим Соколов, добавив, что это выходит за рамки тарифных показателей.

Кроме того, необходимо восстанавливать железнодорожные пути: из 85 тыс. км 20,4 тыс. — дороги с просроченным ресурсом. “Есть реальная угроза деградации сети”, — рассказал участник совещания, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ГУ-ВШЭ Михаил Блинкин. Он напомнил: некоторые сооружения железной дороги строились еще в 1895 году.

Согласно данным Минтранса, капитальный ремонт 1 км железной дороги стоит 7 млн рублей, реконструкция — около 18 млн рублей, новое строительство — от 100 млн рублей за километр.

“Индексация в 7% обеспечит недеградацию инфраструктуры”, — подчеркнул президент РЖД Владимир Якунин.

По словам одного из участников заседания, РЖД предлагает министерствам увеличить тариф на 11,7%, где 4% — это инвестиционная составляющая, 0,7% — компенсация монополии за уплату налога на имущество.

Но даже с учетом индексации тарифа на 11% к 2017 году протяженность дорог с просроченным ресурсом увеличится до 23,9 тыс. км и лишь к 2020 году вернется к 20 тыс., говорится в материалах Минтранса.

“За счет инвестиционной компоненты тарифа можно в разумном цикле в 10—20 лет восстановить железнодорожную сеть. Один процент индексации тарифа дает в инвестиционный бюджет РЖД около 11 миллиардов рублей”, — приводит расчеты Блинкин.

Но Минэкономразвития против резкого увеличения тарифов: в прежнем прогнозе бюджета предполагалась индексация в 2013 году на 5,5%.

Для финансирования инвестиционной деятельности РЖД должны будут искать другие источники. На 2013—2015 годы инвестпрограмма монополии составляет 1,093 трлн рублей. По оценкам Минэкономразвития, для реализации 30% проектов потребуется дополнительное финансирование в виде кредитов и денег от приватизации. Пока, по словам министра транспорта Соколова, долговая нагрузка позволяет РЖД увеличивать заимствования под проекты, которые в среднесрочной перспективе окупаемы (в 2013 году РЖД планирует увеличить кредитный портфель на 73 млрд до 500 млрд рублей, к 2015 году он превысит 600 млрд рублей).

Но у большей части инвестпроектов РЖД срок окупаемости превышает 15 лет: по оценке Минэкономразвития, их доля составляет от 40 до 70% всей программы.

“У нас таких длинных кредитов никто не дает. Загнать эти средства в тариф невозможно — это по 10—15% каждый год рост стоимости, что неподъемно для экономики, для грузоотправителей. Просто взять с рынка тоже нельзя, в бюджете таких денег нет”, — перечислял Клепач.

Такими инструментами могут стать не только госгарантии, но и средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), которые ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил использовать для долгосрочных проектов. “Это могли быть облигации РЖД в увязке с определенными проектами, которые выкупались бы ВЭБом и другими банками под определенные ресурсы”, — пояснил Клепач, подчеркнув, что это не бюджетные деньги — они должны быть возвращены.

По итогам совещания Медведев поддержал предложение Якунина создать межведомственную рабочую группу по дополнительным внебюджетным источникам финансирования развития инфраструктуры и поручил вице-премьеру Аркадию Дворковичу заняться поиском кандидатур. Глава правительства также поручил Минэкономразвития, Минпромторгу и Минтрансу проанализировать ситуацию развития железнодорожной сети на 20 лет и определиться с необходимыми суммами инвестиций.

Ольга ТАНАС

 

 


 


Случайная мысль

Будущее металлоторговли - это структура, которая сочетат все преимущества: транзит, розница, продажа с доставкой по согласованной на год цене
Это то, чего ждет промышленность, которая  не может себе позволить обрасти пассивами и лишними штатами.
Снабжение с графиком поставки в соответствии с планом производства - вот будущее всей отрасли. Это способ избавиться от непроизводительных потерь и  получить рост производительности труда.
А все вариации на тему куплю подешевле, продам подороже,  как это происходит сегодня- это тупиковый вид предпринимательства.